Вторая часть рекомендаций от русского бизнес-даймё

Вторая часть рекомендаций от русского бизнес-даймё

Артур Шомахов

1. Часто специалист в одной области начинает внутреннюю конкуренцию со своим коллегой. Особенно свойственно мужчинам. В принципе, такие вещи надо поощрять, если это носит разумный характер и жестоко пресекать, если это выходит за корректные рамки. У меня были случаи, когда мне ставили условия – «или он, или я! или уходит он, или ухожу я!».

Так ведут себя ребята, как правило, с равными позициями и потенциалом. Поступайте в таких случаях просто. Давайте сутки на размышление и предупреждайте, что, либо они угомонятся, либо вы кинете монету на орла-решку и проигравший уйдет. Как правило, оппоненты офигевают от такого расклада, никто не хочет ставить свою карьеру на волю судьбы. Работает. Проверено.

2. В более лайтовых случаях, когда это не носит ультимативный характер не устраивайте разборки, не тратьте время на эту чушь, не ищите виновника. Тот редкий случай, когда можно вызвать на ковер, помолчать минуту (это долго, я вас уверяю!), не пригласив сесть, спокойно и лениво посмотрите на оппонентов, потом е.ните кулаком об стол и заставьте пожать руки друг другу. Фраза типа: «Пожмите. Мля. Друг другу. Руки. И мотайте с моих глаз на хер!!!» должна быть сказана предельно внятно. В войну с коллегой вступить легко, а потом, гордость не позволяет отъехать назад и ситуация только усугубляется. Помогите им. Протянутая рука - это первый и большой шаг навстречу.

3. Нарушения дисциплины всегда были и есть, ровно как и ошибки в расчетах с клиентами, партнерами и т.д. Наказывать надо. А вот ломать отношения нет. В мелких случаях делайте просто- заставляйте виновников писать приказы на самих себя. Говорите спокойно: «Недоработка твоя, ты знаешь правила игры. Вот ручка, вот бумага, сам себе определи меру наказания.» Если Ваш работник, сам, себе снял сто долларов со своего дохода, то к Вам какие вопросы, не так ли ? Смайлик «smile» Это абсолютно рабочий и крайне эффективный инструмент.

4. Сроки исполнения заданий делите на три контрольные точки. Первая- момент выдачи задания. Вторая – на середине срока до окончания задания. Третья – дата выполнения задания. Ваши работники должны знать, что если все идет как надо, вторая точка не для них. Если все идет плохо и в срок не уложиться, то они ОБЯЗАНЫ ДОЛОЖИТЬ об этом Вам ЗАРАНЕЕ. Если, в планируемый день выполнения задания работа не выполнено и заранее вас об этом не предупредили, зная об этом на второй контрольной точке – наказывайте без разговоров. Ситуация, когда вас ставят перед фактом – одна из худших ситуаций в бизнесе.

5. Если можете оплатить спорт своим ребятам – оплатите! Мы делаем очень просто – у нас корпоративный абонемент и каждый платит за разовой поход сущие копейки. Дело не в модных тенденциях. Дело в том, что «гормоны счастья», эндорфины выделяются в трех случаях : еда, секс и физическая нагрузка. Вашим работникам нужна разрядка. Вспомните Челентано и то как он рубил дрова в «Укрощение строптивой». Этот фильм комедия только наполовину.

6.Испытательный срок при приеме на работу должен быть всегда. Время, когда Вы смотрите на нового работника, а он в свою очередь на компанию. У нас срок три месяца, но при этом мы платим полную заработную плату. Отличие от постоянного работника одно – при необходимости увольнение делается за минуту. Прежде чем брать в команду новенького, у вас должно быть достаточно возможностей оценить его в работе, внешний вид , деловую хватку, стиль поведения и даже его чертов парфюм, от которого падают в обморок японки.

7.Людей с ИБД (имитацией бурной деятельности ) убирайте сразу. Парень, который начинает идти быстрее по коридору, когда видит вас - это не ваш парень. Ваш парень тот, чей темп движения не зависит от вашего присутствия.

9.Не орите. Ленивое движение бровей часто эффективнее мата.

10. Не ведите себя как подонок. Люди Вам простят почти все, но только не унижение собственного достоинства.

11.Помните про «теорию разбитых окон». Неубранные кофейные чашки в переговорке напрямую связаны с бардаком в бухгалтерии.

12. Разговаривайте с Вашими работниками в одном темпо-ритме, подстраивайтесь под индивидуальные особенности. Не тараторьте с флегматиком и не тяните слова с холериком. Это не вопрос реверансов к вашему персоналу, это вопрос эффективности управления.

13. Если Вы сомневаетесь, что Ваш работник правильно все понял, значит, он гарантированно понял все не правильно. Потратьте, еще раз, время на инструктаж. Если Вы думаете, что «все умные и речь идет об элементарных вещах и он справится» то можете быть уверенным -он не справится.

14. Самолет, который чуть-чуть недотянул до посадочный полосы – разбивается. Дело сделано тогда, когда оно сделано. А не тогда, когда Ваши работники бодро рапортуют, что все идет «как надо»! Помните об этом.

15. Нет ничего страшного в том, если Ваши люди увидят Ваши слабости, просто будьте собой. Страшно, если они увидят пилота, который заперся в своей кабине ( в Вашем случае кабинете) и не реагирует на стук в дверь. Мы все помним эту историю, угу? Вы должны быть максимально открыты. Несмотря на то, что это Ваш бизнес, Ваши люди кормят свои семьи за счет денег, которые заработаны в Вашей компании.

Им, очень даже, «не все равно» - как идут дела. И любая фраза от Ваших подчиненных может быть чрезвычайно важной. В моей практике был случай, когда я чуть было не потерял 250 000 долларов, когда Илюшка сказал что Кодзима-сан ведет себя как то странно и я остановил платеж в последнюю минуту, хотя еще утром отдал команду заплатить по контракту. Наш японский контрагент уже два дня был как полный банкрот и выдало его лишь тщательно скрываемое волнение, когда он говорил с моим работником. Как вы думаете, дошла бы до меня информация о «странном голосе поставщика», если бы я корчил из себя нереального босса?

16. Если ошиблись – признавайтесь в этом сразу. Ваши люди это оценят, доверия между вами и коллективом будем больше. Очень смешно, когда СЕО ведет себя как непогрешимый идиот.

17. Вам должно быть комфортно в Вашем офисе. Это Ваш бизнес и это люди, которых вы взяли в попутчики сами. Если вы идете утром с зубовным скрежетом, верный признак того, что «что-то пошло не так».

18. Никогда не бывает все хорошо. И, даже, если все хорошо – то ваши работники найдут как сделать так, чтобы было все - не очень хорошо. Недавно, я чуть не потерял бухгалтера и логиста из -за битвы японцев и русских в офисе по поводу температурного режима. Мои русские коллеги томно обмахивались документами и говорили как им жарко. Мои японские коллеги кутали колени в пледы и хлюпали носами.

Разумеется, все были адски правы Решайте такие проблемы сразу, не загоняйте болезнь вглубь. Будут время я напишу об этом подробно.

19. Если что-то, долго идет хорошо – ждите «пулю» со стороны. Я не люблю долгие спокойные периоды, в природе поровну белых и темных полос. В бизнесе меняется уровень, но не это соотношение.

20. В ВОВ пилот-истребитель каждые 2-3 секунды должен был оборачиваться. Этого времени было достаточно чтобы мессер зашел в хвост и расстрелял самолет с задней, наиболее незащищенной, полусферы. Я не люблю старый расхожий штамп, что «бизнес это война» но, иногда, очень похоже. Крутите, ребята, головой по сторонам, обучайте свою армию, ищите союзников и не забывайте про запасной аэродром.

21. Умейте расслабиться в течении рабочего дня. Рулить компанией и нести ответственность - это тяжелая ноша. В дни, когда проблемы сыпятся одна за другой психика в определенный момент может не выдержать, а это чревато серьезными последствиями. Все, что вам надо в этот момент- это штанга, гантели, груша или просто получасовая пробежка.

Вы босс, вы можете себе это позволить. И дышать становится легче. Спросите у психологов, сколько к ним приходит «топов» вновь обрести уверенность в себе после нервных срывов. Расслабить пружину внутри – это нереально важно. Я знаю, о чем пишу.

22. Удаленная офисная работа – чушь. Не ведитесь. Никто не будет сидеть в 9 утра у компа и работать с той же эффективностью как в офисе. Я проходил много раз через это. Соблазны повалять дурака слишком велики и ломались самые стойкие, которые искренне недоумевали почему, если они сидят дома, то нельзя отвезти тещу на вокзал в рабочее время.

23. Хвалите людей. Это правильно. Слов «спасибо», «пожалуйста», «у меня к тебя просьба» etc. - много не бывает. В Японии существуют десятки речевых оборотов отражающих предельную вежливость и уважение. Я уверен, что такой стиль поведения каждого отдельного человека напрямую связан с успехами целой страны.

24. Не бойтесь бандитов. Бандиты появляются там и тогда, когда у вас в компании что-то не чисто. Так в России и так- по всему миру. Если вы предельно честны с клиентами, не отобрали ничью собственность, у вас нет проблем с государством и вы умудряетесь вести прибыльный бизнес – Вам нечего бояться. Убивают, не за абстрактные вещи, а за конкретную пачку денег, которую вы отобрали.

25. Однако, если пункт 24 по любой причине не работает и вы попали в ситуацию, когда невозможно вести прибыльный бизнес, все время оставаясь в легальном поле, то это не ваша проблема, это проблема властей. Меняйте не свой бизнес, а свое государство. Так сделали многие, и да, так сделали и мы.

(Хочется думать, что бизнесмены в Клубе более патриотичны и Родину не меняют, столкнувшись с проблемами в бизнесе - администрация Клуба).

Внутренняя уверенность, что вы имеете все лицензии, что у вас нет проблем с налогами, что вам не надо дергаться из-за внезапных проверок- делает чудеса, поскольку дает возможность сосредоточиться на по-настоящему серьезных вещах.

26. Правила игры максимально подробно обговаривайте на берегу. Всегда. Потому, что в случае конфликтной ситуации ваши клиенты (партнеры, контрагенты, работники) любое слабое место будут трактовать в свою сторону. Ввязаться в драку, и думать, что «все как-нибудь разрулится» такая тактика хороша для поведения в баре, и то надо отдавать отчет кто перед тобой, а в бизнесе, если вы максимально четко не разжевали все нюансы ДО ТОГО КАК - в последствии все потом будет истолковано против вас. Помните, иногда вход стоит рубль, а выход два.

27. Заведите, в конце концов ,уже себе зарядки для телефона в офисе, машине, дома и за городом. Вы же босс. Вам надо много говорить. Больше всего бесит, когда телефон умирает на самом важном месте.

28. Не держите стукачей - это плохо для микроклимата внутри компании. Я знаю, что многие со мной не согласятся, но есть в этом, что-то отвратительное. За мои 25 лет в своем бизнесе я обходился без них. Если у вас правильно отлажены процессы внутри компании вы и так будете знать все факторы, которые напрямую влияют на ваш бизнес.

29. Не панибратствуйте со своими работниками, но и не корчите из себя напыщенного болвана. Ваша дистанция – средняя. Соблюдайте баланс. Излишняя фамильярность с подчиненными, как и излишняя удаленность - одинаковы вредны.

30. На корпоративные вечеринки приходите последним, а уходите в числе первых. Это -правило верно с любой точки зрения. Пусть ваши ребята расслабятся без вас, но не прийти совсем это проявить не уважение.

31. Вы знаете кто бежит с корабля первый, когда обнаружена течь, не так ли? Бывает ситуации, когда специалист очень мощный, а такое ощущение что волочит за собой крысиный хвост. Спокойно ищите замену и меняйте. Помните - «сила цепи определяется прочностью его самого слабого звена». Не моя фраза, но сказано гениально. Это звено рано или поздно порвется.

32. Если перебрали с алкоголем на вечеринке с работниками (партнерами, клиентами) то запомните несколько простых правил. Попросите бармена в холодную минералку выдавить сок пары лаймов (на худой конец – лимонов) и не спеша выпейте. Возьмите зубочистку со стола и тычьте в основание ногтя больших пальцев обеих рук. Разумеется, под столом.

Сильно (желательно не корча рожи) разотрите себе мочки ушей. Через некоторое время полегчает. Но, лучше, если подобную методологию вы будете применять для помощи другим, а не себе.

33. Любой руководитель знает, что всегда бывают просьбы о помощи, не связанные с работой. Помогайте, это ваша карма. Но, не ждите благодарностей. В 9 случаях из 10 ее не будет, даже моральной.

И последнее. Вы не мать Тереза и Ваша роль не облагодетельствовать страждущих. Вы - босс. Помните об этом.

Пишу на бегу. Не обращайте внимание на мелкие неточности и ошибки. Я все –таки чертов практик, а не чертов теоритик.